Школа - территория здоровья

 

Актуальность проекта

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства - получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов (внутренних и внешних по отношению к школе факторов). К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно. В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения (данные медицинских осмотров школьников), роста негативных вредных привычек (наблюдения, опрос, анкетирование) деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития белорусского общества.

Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива Государственного учреждения образования «Дубойский учебно- педагогический комплекс ясли-сад средняя школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий, оптимальных для учёбы и активного отдыха.

Проект «Школа – территория здоровья» станет важным звеном в образовательном процессе школы, будет способствовать здравоохранительному движению, усилит роль здорового образа жизни в детской и подростковой среде, станет продуктивной школой здоровья для учащихся, их родителей, объединит усилия всех заинтересованных служб и организаций с целью воспитания психологически и физически здоровых граждан.

 

Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования у учащихся здорового образа жизни; подготовка учителей по вопросам здоровьесбережения; популяризация здорового образа жизни как приоритетного направления государственной социальной политики; привлечение к проблемам формирования культуры здорового образа жизни родителей, общественности.

 

Задачи:

  1. Анализировать состояние здоровья учащихся и факторов его формирующих;
  2. Создавать в УО инфраструктуру для реализации оздоровительной деятельности;
  3. Организовывать и контролировать соблюдения требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  4. Формировать положительную мотивацию к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся;
  5. Содействовать формированию и актуализации знаний учащихся о влиянии качества питания, одежды, жилища на здоровье человека.
  6. Создать условия для повышения уровня информированности учащихся о вреде алкоголя, наркотиков, психотропных веществ и их аналогов;
  7. Обучать учащихся правилам личной и общественной гигиены.
  8. Развивать у детей интерес к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.
  9. Взаимодействовать с семьей и родителями по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях.

 

Направления работы:

Диагностическое. Мониторинг состояния здоровья учащихся, изучение отношения родителей к вопросам здорового образа жизни, выявление предпочтений форм организации свободного времени учащимися.

Пропагандистское. Приобщение учащихся к занятиям спортом, реклама предлагаемых видов занятий спортом, привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни, проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий.

Санитарно-просветительское. Проведение с учащимися бесед, видеопросмотров, викторин, интерактивных игр, занятий по принципу «равный обучает равного», спортивных и творческих конкурсов, информационных часов.

Оздоровительное. Проведение занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», организация специальной медицинской группы, проведение подвижных перемен, физкультминуток, гимнастики для глаз, гимнастики до начала занятий с учащимися I-IV классов, проведение Дней здоровья, проведение круглогодичной спартакиады, организация работы летнего лагеря.

Статистико-аналитическое. Обобщение и систематизация накопленного опыта по формированию здорового образа жизни учащихся, обмен им среди коллег через проведение семинаров, работу методических объединений, сайт учреждения образования.

 

Формы работы по реализации проекта: информационные часы; беседы; лекции; кинолектории; дискуссии; ток-шоу; круглый стол; анкетирование; игры; акции; тренинги; родительские собрания; спортивные соревнования; Дни здоровья; Олимпийские дни;  спортландии; праздник здоровья; конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, буклетов, сочинений…); выпуск информационных бюллетеней, школьных газет.

 

Участники проекта:

  • Педагоги Государственного учреждения образования «Дубойский учебно-педагогический комплекс ясли-сад средняя школа».
  • Врачи Столинской ЦРБ, Дубойский ФАП;
  • Библиотекарь сельской библиотеки;
  • Члены первичной организации «БРСМ»;
  • Родители, законные представители учащихся;
  • Учащиеся.

Сроки реализации: 2018 – 2021 гг.

 

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап:
  2. Создание инициативной группы, распределение обязанностей среди участников;
  3. Организация сотрудничества и партнёрства, согласование планов;
  4. Изучение вопроса формирования здорового образа жизни в детской среде (анкетирование, обработка и анализ полученных результатов);
  5. Изучение степени информированности по вопросам здорового образа жизни родителей;
  6. Подготовка необходимых документов для успешной реализации проекта (проектирование, перспективное планирование, разработка памяток для учащихся, родителей, педагогов, рекомендаций).

 

  1. Подготовительный этап. Разработка плана мероприятий по совершенствованию здоровьесберегающих условий в школе, организации гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся
  2. Общие организационные мероприятия в УО;
  3. Планирование мероприятий по реализации проекта, определение сроков и исполнителей.

 

  • Практический этап. Реализация мероприятий по совершенствованию здоровьесберегающих условий в школе, организации гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся
  1. Внедрение образовательных программ по вопросам профилактики;
  2. Сохранение и укрепление здоровья;

3.Обучение учащихся основам безопасной жизнедеятельности  и здоровому образу жизни;

  1. Создание образовательной среды, благоприятной для саморазвития личности учащегося;
  2. Развитие мотивации и здорового образа жизни через воздействие на ценностно-смысловую сферу.

 

  1. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий
  2. Определение соответствия разработанного плана коррекционных мероприятий фактическому его выполнению;
  3. Оценка влияния сформированной внутришкольной среды на динамику показателей здоровья и академическую успеваемость;
  4. Определение порядка и последовательности дальнейших действий по здоровьесбережению.

 

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  1. Повышение ответственности учащихся за сохранность собственного здоровья;
  2. Выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
  3. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе;
  4. Увеличение числа школьников, занимающихся в объединениях по интересам спортивной направленности;
  5. Повышение уровня знаний по вопросам здорового образа жизни учащихся и их родителей;

6. Повышение уровня информированности учащихся по вопросам здоровье сбережения.